![]() |
![]() |
|||||||||||||||||
|
После отъезда А. Ф. Полянской за границу погост окончательно перешёл в ведение прихода, а после продажи имения подполковнику Г. П. Теплякоу весь Иоанно-Богословский ансамбль был выключен из границы усадьбы. Непросто складывается дальнейшая судьба Макаровского погоста. События октября 1917 года коренным образом изменили социально-политическую обстановку в стране. Одним из первых декретов было провозглашение отделения церкви от государства. Начинаются гонения на церковь и священнослужителей, закрываются храмы и монастыри. Большевики проводят политику воинствующего атеизма, сопровождавшуюся разорением и разрушением святынь. Не миновала эта участь и Макаровский погост. В истории погоста были события, связанные с нашествием и погромом. В 1773 году на Макаровку напала банда Пугачева, была разграблена кладовая с деньгами в храме Иоанно-Богослова и склады с вином. Но то, что довелось пережить монастырю в годы становления советской власти, несопоставимо по масштабам и размаху. В 1927 году был вскрыт склеп Макара Полянского, ещё раньше увечья были нанесены "замку" и хозяйственным постройкам. Из воспоминаний Акимовой Александры Фёдоровны (1919 г. р.): "В храме Архангела Михаила с 1930 по 1933 год проходила служба, а с 1933 по 1935 годы в нём размещалось зернохранилище. А в 1935 храм был окончательно разрушен". В 1930-е годы прекратила своё существование церковь Знамения, она была разобрана до основания. Так в считанные годы, всё то, что создавалось десятилетиями, холилось и лелеялось было порушено. Макаровский комплекс утратил все второстепенные элементы, оставшись почти в одиночестве, Иоанно-Богословский храм высился на пустыре как былинный исполин. В 1941 году предполагалось разместить на погосте и в селе стрелковый полк, потом эвакуированную швейную фабрику, промкомбинат. В 1946 году верующим вернули Иоанно - Богословскую церковь. С 1969 года в Макаровке начались восстановительные работы, а в 1987 году жители села при содействии верующих Луховки, Куликовки и Солдатского через Святейшего Патриарха Пимина сумели вытребовать Иоанно - Богословский храм и колокольню в ведение прихода. В 1991 году Саранской епархии была передана Знаменская церковь, отстроенная в 1974 году, а 10 декабря 1991 года Архиепископ Варсонофий освятил храм и совершил в нём первую после многолетнего перерыва Божественную литургию. В 1996 году верующие получили Михайло - Архангельскую церковь. После восстановления храма в 70-е годы здесь располагался музей. Бывший "замок" Полянских с 1996 по 1997 годы был епархиальным управлением, затем обращён в келейный корпус. В 1994 г. в долгой истории Макаровского Погоста была перевёрнута ещё одна страница. По благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, решением Высокопреосвященнейшего Варсонофия, архиепископа Саранского и Мордовского в Макаровке открылся мужской Иоанно- Богословский монастырь. В обители ныне подвизается, не считая трудников, 20 насельников, в том числе 16 монахов и 4 послушника. Наместником новообразованной обители стал протоиерей Максим Чеботарёв (в монашестве Владимир). Минуло несколько непростых лет становления, и с января 2001 г. в связи с тяжёлой болезнью архимандрита Владимира обитель возглавил игумен Лазарь (Гуркин) известный в Мордовии по восстановлению знаменитого Чуфаровского мужского монастыря. В течение года вокруг него собрались опытные иеромонахи из нескольких монастырей Мордовии разного возраста,желающие поработать Господу. 3 августа 2000 г. Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в рамках двухдневного визита в Мордовию посетил и Макаровский монастырь, где осмотрел храмовый комплекс, и, отвечая на приветственную речь Наместника монастыря архимандрита Владимира (Чеботарёва), преподал с амвона Первосвятительское благословение братии, а затем вместе с руководством республики принял участие в торжественном приёме в резиденции Архиепископа Варсонофия. ![]() ![]() Торжества начались 4 сентября в 17 часов с праздничного Всенощного Бдения. Возглавил службу Владыко Варсонофий, Архиепископ Саранский и Мордовский. Поздравить Наместника монастыря игумена Лазаря (Гуркина) и братию собралось духовенство Мордовии- Наместники монастырей, как мужских, так и женских, Благочинные всех без исключения районов республики, священники и монашествующие из других Епархий РПЦ, представители Правительства, прихожане, до тысячи человек верующих г. Саранска и паломники. Праздник подробно освещался 10 каналом Саранского телевидения. Утром 5 сентября Архиепископ Варсонофий совместно со множеством духовенства совершил в храме Иоанна Богослова Божественную литургию ,на которой с радостью приобщились Христу сотни людей всех возрастов. Владыко на заупокойной ектении поимённо вслух всего храма помянул ктиторов Св. Обители-помещиков Полянских, а затем на проповеди перед Причастием была зачитана история создания Макаровского Погоста. После Литургии Наместник монастыря игумен Лазарь (Гуркин) обратился к Владыке Варсонофию и гостям с приветственной речью, в которой от души поблагодарил всех за деятельное участие в возрождении Обители и в помощи по подготовке праздника. В целом, за последние несколько лет с Божьей помощью братии многое удалось сделать. В монастыре существенно обновилось и улучшилось Богослужение, введён распорядок дня по примеру благоустроенных монастырей горы Афон (Греция). Помимо строительства монастырь активно и очень успешно участвует в миссионерской деятельности среди детских дошкольных учреждений г. Саранска: освящаются детские сады (семнадцать только в 2003 г.), проводятся встречи и семинары с педагогами, организуются праздники для православных дошкольников. Монастырские священники исправно по Уставу совершают все необходимые для местного населения Таинства и требы, а также пастырским словом помогают приходящим в обитель людям решать насущные вопросы духовной жизни. По воскресным дням утром совершается молебен с акафистом и водосвятием перед местночтимой иконой Божьей Матери "Неупиваемая Чаша" о страждущих пьянством и наркоманией. По мере обустройства монашеской жизни Иоанно - Богословский Макаровский мужской монастырь под небесным покровом Апостола Иоанна Богослова будет, даст Бог, играть всё более возрастающую роль в духовной жизни столицы Мордовии, в особенности в области миссионерско- просветительской и антисектантской деятельностей. |